ЗООМИР
zoomir.ru
ЗООМИР
Зообизнес
Люди
Вход для зарегистрированных пользователей
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Войти через
НАВЕРХ
Наши издания

Организация поездки
Календарь выставок

Люди
Оглавление раздела
29.08.2014.

Иван Затевахин: собаковод и дельфиновед

Текст: Татьяна Катасонова
Фото из архива Ивана Затевахина

 

Иван Затевахин — «свой человек» и в кругу журналистов, и в среде профессиональных кинологов, и среди ученых. Миллионы россиян знают его в лицо — как автора популярных программ о животных, а любители собак — как главного редактора ведущего кинологического издания России. Я же знаю Ивана как хорошего, надежного человека и как коллегу, с которым интересно работать.

 

– Иван, вы успешный человек с огромным багажом весьма разностороннего профессионального опыта за плечами. Думаю, многих наших читателей интересует вопрос: как вы стали тем Иваном Затевахиным, которого мы знаем сегодня?
– Я родился в Москве. Родители у меня врачи, тогда – молодые, ныне заслуженные-презаслуженные. Папа – Игорь Иванович – академик, мама – Марина Вадимовна – Заслуженный врач России, главный научный сотрудник. Одна из бабушек – ответственный секретарь сначала «Иностранной литературы», а потом ленинградской «Звезды». Дедушка – филолог-испанист. Другого деда, в честь которого назван, я не застал – это папин отец, герой войны, генерал-лейтенант, первый командующий ВДВ страны, затем завкафедры в академии генштаба. В общем, обычная московская интеллигентская среда.

Я с детства увлекался биологией, поэтому поступил в МГУ на географический факультет, кафедру биогеографии, где тогда бурно развивали молодую в то время науку – экологию. Помимо общебиологических интересов меня увлекало исследование поведения животных. С третьего курса появился предметный научный интерес – дельфины, которых я изучал в составе экспедиции Института океанологии Им. Ширшова академии наук СССР. Туда я и отправился работать по окончании МГУ, защитив диплом с рекомендацией в печать (такой чести в тот год удостоились еще два, по-моему, студента с нашего курса). В 1987 году я защитил кандидатскую диссертацию по поведению и экологии дельфинов, а ушел из института в 1997 году, когда совмещать науку, телевидение и занятие собаководством стало невозможно. Иногда я об этом жалею.

 


– Но все же изучение дельфинов и дрессировка собак – вещи несколько разные. Каким образом с кафедры биогеографии вы попали на дрессировочную площадку?
– Дрессировкой собак я увлекался со школьного возраста – еще в пятом классе ходил на занятия в «Клуб юных собаководов». Поскольку я рано начал жить самостоятельно, а зарплата в академическом институте была ничтожной, я компенсировал ее заработками частного дрессировщика. Работая с собаками, я старался совмещать теоретические знания о поведении животных с наработками самых продвинутых в то время специалистов, которых костная «совковая» система ДОСААФ так же, как и меня, «выдавила» в частный сектор.

Я был достаточно востребованным специалистом и постепенно вокруг меня сформировался круг учеников, вместе с которыми мы создали первое негосударственное профессиональное объединение дрессировщиков – «Лигу профессиональных дрессировщиков собак», а затем вместе с Сергеем Малышевым – «Клуб любителей рабочих собак «Гард». Замечу, что практически все выходцы из «Лиги» и по сей день в профессии, с тем или иным успехом занимаются дрессировкой, а некоторые, наделенные специфическими административными способностями, создали собственные организации.

В начале девяностых я придумал и воплотил в жизнь программу соревнований охранных собак – «Большой ринг», который с моим уходом развалился надвое – теперь еще есть и «Русский ринг» с теми же нормативами и правилами. «Пробить» состязания, сделать их официальными в системе РКФ мне удалось (и опять вместе с Сергеем Малышевым) благодаря кипучей деятельности в некоей «Комиссии по рабочим качествам и спорту» – специально созданном самим (!) Евгением Львовичем Ерусалимским «органе», который был призван развивать спорт с собаками и аттестовывать тренеров-кинологов параллельно с ДОСААФом.

На закате дрессировочной карьеры мне довелось поспособствовать популяризации в стране бельгийских овчарок, привезенных в Россию Александром Романовичем. Он, собственно, и стал первым президентом соответствующего национального клуба, а мы с Малышевым – его заместителями, причем я – по спортивно-дрессировочной работе. В рамках этой работы я дрессировал «бельгийцев» для «силовиков» – спецподразделений, в которые в порядке спонсорской помощи определял собак Романович (забавно, но Александр Леонидович повторил тем самым тактику небезызвестного фон Штефаница, более ста лет назад в целях популяризации породы дарившего щенков немецких овчарок армейским чинам).

Со временем, когда телевидение стало занимать большую часть жизни, на занятия практической дрессировкой, к сожалению, не осталось времени. Так что теперь я занимаюсь этим увлекательным делом строго для себя.

– Я слышала, что на телевидение вас «привели» именно собаки?
– Да. Телевидение зацепило меня где-то в 1992 году. Сначала я сделал для Саши Хабургаева (он в тот момент резко приболел) сюжет про самого себя в утренний канал «Канал +11» на РТР. Затем с Хабургаевым же делал программу «Домашний Ковчег» на канале «Северная Корона», размещавшемся тогда на шестой кнопке. В 1994 году Александр Гуревич в своей ипостаси одного из основателей «Видео Интернешнл» позвал меня работать на производившийся тогда этим рекламным монстром телеканал «Деловая Россия». Он выходил на Российском ТВ в дневное время. Руководил каналом Александр Акопов. В результате взаимодействий с этими неординарными персонажами родились «Диалоги о животных». Впоследствии, когда «Деловая Россия» тихо скончалась, передача осталась на канале. В 1997 году о «Диалогах» впервые громко заговорили (хотя в разные рейтинги мы попадали и ранее) – и в то время она приобрела более или менее привычный современный вид. Нам удалось закупить высококачественный контент – сериал, названный у нас в стране «Естественным отбором», добавили собственные съемки. Такого рода продукта в то время на телерынке не было, вот мы и «выстрелили».

Далее телевизионная тема развивалась с переменным успехом – были три номинации на Тэффи, номинация на «Живой Европе», в Гельсингборге (фестиваль фильмов и программ о живой природе). Туда, кстати, мы возили наши фильмы цикла «Экспедиция РТР», которые снимались в 2000–2002 гг. В этих фильмах я выступал и соавтором сценария, и режиссером. Довольно сложно было поначалу – ведь подводные съемки производили не профессиональные операторы, а профессиональные аквалангисты из «Подводного клуба МГУ». Дрожание камеры они склонны были объяснять тем фактом, что под водой им необходимо дышать! К счастью, ребята оказались весьма талантливыми, и со временем некоторые из них, – например, Вадик Шестаченко или Миша Сафонов – превратились в асов подводной съемки.

– А как появилась программа «Диалоги о рыбалке»?
– Это был клон передачи «Диалоги о животных», который появился чуть ранее экспедиционной эпопеи и неожиданно для создателей стал народной программой.

– Но вы сами, наверное, любите посидеть с удочкой?
– Сам я не фанат этого дела, а глубоко и досконально знаю лишь особенности научного лова рыбы сетью или с помощью трала. Однако телевидение – это особый род деятельности. Мы выстроили программу точно таким же образом, каким выстраивались «Диалоги о животных» времен «Деловой России», пригласили дополнивших меня консультантов из числа рыболовов – и программа удалась. Удивительно, но она и cейчас, по прошествии более десяти лет, смотрится легко и, как говорят, с интересом.

– Иван, за вами закрепилась репутация хорошего организатора, способного «поставить на ноги» проект практически с нуля. В журнал «Друг» в 1998 году вас пригласили в качестве «антикризисного редактора»?
– В самом конце 1998 года, в разгар кризиса, меня позвал в журнал «Друг» Александр Романович. Сам он, по понятным причинам, сосредоточился на бизнесе, поэтому журналом рулили, в общем, случайные люди, доведшие его, можно сказать, до ручки. Понятно, что эта ситуация Романовича никак не устраивала. Мы были неплохо знакомы, я, видимо, в его глазах уже зарекомендовал себя как человек, владеющий пером и организацией процесса («Диалоги» к тому времени были в эфире уже 4 года). Наверное, поэтому, решив бороться за журнал, он пригласил «главным» меня. Хотя, конечно, о мотивах моего появления в журнале лучше спросить самого Александра Леонидовича. Так или иначе, моя задача как главного редактора была понятна – вернуть журнал на должный профессиональный уровень и к тем идеям, ради продвижения которых он и создавался. К счастью, мне не пришлось никого увольнять, лишние люди, почувствовав холодок ветра перемен, сбежали сами. Остались настоящие кинологи-профессионалы – Ольга Мищиха и Валентина Зябрева, женщины, не только любящие собак, но и талантливо пишущие о них. К ним, чуть позже, примкнула Ольга Агаджанова – стремительно выросшая в фотохудожника приличного уровня. Одновременно со мной появилась в журнале, в качестве человека, ответственного за производственный процесс, Ирина Итунина. Вот этим небольшим, за единственным исключением, женским творческим коллективом, мы победили кризис 1998 года.

– То есть ваша основная задача была – сформировать профессиональный коллектив и организовать процесс работы?
– Первое время приходилось заниматься всем, даже версткой, придумывать новые ходы, писать под различными псевдонимами статьи. Но постепенно жизнь упорядочилась. Удалось, что немаловажно для профильного издания, наладить конструктивные отношения с РКФ – во многом в результате прихода в его руководство Александра Иншакова. Новый импульс к развитию журнал получил в середине «нулевых» с приходом нового гендиректора – Татьяны Катасоновой. Она вывела организационно-финансовое состояние журнала на современный уровень. Благодаря этому в «Друг» потянулись авторы, и пришел, наконец, настоящий арт-директор – Алексей Еремин, о чьих заслугах много говорить не нужно – достаточно раскрыть журнал.

– Почему же тогда вы решили уйти из журнала «Друг» и заняться новым проектом?
– К глубокому сожалению редакции, в середине «нулевых» создатель журнала, Александр Романович продал его новым хозяевам. Люди, купившие «Друг» (согласитесь, звучит забавно), к кинологии отношения не имели никакого. Журнал был им нужен, прежде всего, как коммерческое предприятие для последующей перепродажи в пакете с другими изданиями. Но сделка сорвалась, и журнал остался у новых владельцев. Это, в общем, понятно, и не должно вызывать никаких негативных мыслей и эмоций, за исключением того, что выпускать специализированный журнал для весьма специальной аудитории без уважения к этой аудитории, без понимания ее проблематики, невозможно.

Поначалу, прежде всего, благодаря усилиям гендиректора – Татьяны Катасоновой, редакции удавалось дистанцироваться от новых владельцев и работать в прежних условиях, комфортных для творческого процесса. Удалось даже поднять уровень журнала, «влив свежую кровь», как говорят у нас в кинологии (я имею в виду, прежде всего, артдиректора Алексея Еремина, а также журналистов – Елену Патрушеву, Анну Санину и фотографов Алексея Гопшу и Анну Утехину). Но понятно, что такое положение дел не могло сохраниться надолго. Владельцы захотели «порулить» процессом сами – и это, разумеется, их право. Но в результате возникших проблем – мягко назовем их «организационно-финансовыми» – многие авторы, как штатные, так и внештатные, отказались сотрудничать с журналом. Прикрывать своим именем чужие ошибки и элементарное неуважение к людям, которое, подчеркну, не на словах, а на вполне конкретном деле демонстрировало новое руководство, мне совершенно не хотелось. Поэтому, когда возникла идея создания нового журнала – продолжателя традиций «старого» «Друга», – я долго не думал. Окончательные сомнения развеял разговор с руководителем РКФ Александром Иншаковым. Свою поддержку выразил и отец-основатель «старого» «Друга» Александр Романович.

– В прошлом году вы стали еще и художественным руководителем канала «Домашние животные»…
– Жизнь не стоит на месте. В 2008 году Андрей Смирнов (руководитель «Система масс медиа») и Кирилл Легат (руководитель «Стрим-ТВ») позвали меня придумывать канал для любителей домашних животных. С 2009 года канал «Домашние животные» вещает в пакете «Стрим-ТВ», в нем представлено 14 программ собственного производства о домашних животных на все вкусы (от стрижки и выставок до дрессировки и ветеринарии), а также высококачественные зарубежные сериалы о животных.

Кстати, издания «Мой друг собака» и родственный ему «Мой друг кошка» очень хорошо «комплектуются» с новым телепроектом, и этот факт также помог нам решиться на перемены. Надеюсь, в такой связке, позволяющей существенно расширить профессиональные возможности участников, журналы «Мой друг собака» и «Мой друг кошка» не затеряются на рынке.

– Говорят, что любимая работа – это высокооплачиваемое хобби. Ваша нынешняя профессиональная деятельность фактически «выросла» из детского увлечения собаками. Но ведь со времен школы и института прошел уже не один десяток лет. Появились ли у вас за это время какие-то новые увлечения?
– Хобби как такового у меня нет – принципиально и последовательно веду здоровый образ жизни, стараюсь по утрам ездить со своей молодой собакой на велосипеде, а в выходные выбираться на дрессировочную площадку, где занимаюсь спортивно-служебной дрессировкой. Пока я работаю, домом занимается жена Елена, как-то незаметно вырастившая двух наших сыновей, Диму (ему 25 лет) и Игоря (ему 20), в общем, уже взрослых ребят. Оба большие любители собак вообще и нашего Гора, в частности, но по моим биологическим стопам – пока, во всяком случае, – не пошли.

 


С женой Еленой

«Зообизнес в России» 1'10

 

 

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
КОММЕНТАРИИ
Компании







Вид деятельности

Выделить всё

Импорт
Экспорт
Производство
Научная деятельность
Оптовая торговля
Розничная торговля
Пресса
Ветеринарная деятельность
Гостиница для животных
Таможенный брокер
Программное обеспечение
Категория товаров

Выделить всё

Широкий спектр зоотоваров
Корма для кошек и собак
Лакомства для кошек и собак
Корма для птиц и грызунов
Корма для рыб
Кормовые добавки
Ветпрепараты
Ветеринарное оборудование
Аксессуары
Аквариумистика
Гигиенические наполнители
Средства для ухода
Террариумистика