ЗООМИР
zoomir.ru
ЗООМИР
Мой друг собака
Поведение
Вход для зарегистрированных пользователей
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Войти через
НАВЕРХ
Питомники


Персона месяца
Николай Валуев: «Мой Йети – путешественник с рождения!»
Чемпион мира по боксу и депутат Госдумы РФ Николай Валуев совмещает в своей жизни многое, что...
читать далее
Звёздные питомцы от А ДО Я
Поведение
Оглавление раздела
02.03.2015.

Любопытные факты о поведении псовых

Елена Патрушева
 

Ранее мы уже рассказывали о научном форуме Canine Science Forum, посвящённом поведению псовых; мероприятие проводится раз в два года и собирает ведущих учёных, которые занимаются исследованиями собак. Мы продолжаем рассказ о самых любопытных из представленных на форуме докладов.

 

Собаки беспокоятся так же, как люди 

Исследователи Мин Хоой Йонг и Тед Раффман из Университета Отаго (Данидин, Новая Зеландия) решили выяснить, проявят ли собаки беспокойство, если услышат плач младенца. Давно установлено, что у человека звуки детского плача всегда вызывают повышение уровня гормона кортизола. Такую реакцию иногда называют «эмпатией», то есть осознанным сопереживанием текущему эмоциональному состоянию другого человека. Учёные проверили реакцию собак на три слуховых раздражителя: плач младенца, лепет младенца и так называемый «белый шум» (стационарный шум, спектральные составляющие которого равномерно распределены по всему диапазону задействованных частот).

В исследовании принимали участие 74 собаки. Каждый звук воспроизводился на расстоянии 3 м со средней громкостью 82 дБ. Чтобы определить уровень кортизола, у собак за 18 минут до и после проигрывания были взяты образцы слюны.

Выяснилось, что уровень кортизола у собак увеличивался, если они слышали детский плач и белый шум. Из этого учёные делают вывод: собаки могут испытывать беспокойство, если слышат «сигнал бедствия» представителя другого вида.

 

Влияние возраста на межвидовые коммуникативные способности собак

Совместный доклад представила группа учёных из двух стран (Австрии и Венгрии). Возрастные изменения когнитивных (интеллектуальных) способностей довольно хорошо изучены у людей. У собак подобные исследования проводили с участием биглей, живущих в лаборатории. Однако до сих пор было очень мало исследований, посвящённых изучению когнитивного развития и старения у домашних собак, живущих в семьях. Исследователи изучали поведение 60 собак в возрасте от 6 месяцев до 14 лет в различных тестах.
 


Выяснилось, что с возрастом собаки гораздо хуже устанавливают визуальный контакт с людьми, что, в свою очередь, может влиять на качество их жизни, способность к обучению и решению задач и, следовательно, на взаимоотношения с хозяином.

 

Узнают ли собаки лица

Учёные Фредерика Рэндж, Анаи Ракка, Зсофиа Вирани изучали способность собак узнавать лица людей. Умение различать сородичей по внешнему виду широко распространено среди животных, однако навык различать представителей другого вида является более сложной задачей. Целью исследования было выяснить, могут ли собаки узнавать знакомых людей по фотографии.

В экспериментах принимали участие 60 собак. Их разделили на две группы (опытная и контрольная, по 30 животных). Вначале внимание собаки привлекали к экрану компьютера и показывали на нём две фотографии (расположенные рядом). Собакам первой группы показывали снимки знакомых людей: владельца и просто знакомого собаке человека. Собакам контрольной группы показывали те же фотографии, однако внешность людей на них была немного изменена, чтобы затруднить животным задачу (добавлена шляпа или шарф). Иными словами, собаки должны были отличить человека только по чертам лица: глазам, носу и рту. Результаты показали, что собаки в первой группе всегда обращали внимание на знакомое лицо. Животные в контрольной группе не отдавали явного предпочтения ни одной фотографии. Авторы делают вывод: собаки могут узнавать знакомые лица людей по фотографии в случае, если они не изменены.

 

Метод Монтессори для собак

Учёные из Университета Вены решили адаптировать метод Монтессори (система воспитания детей, основанная на самообучении) для работы с собаками. Два основных элемента методики: «чувствительные периоды» (периоды запечатления) и «обогащённая среда».
 

Очень важно, чтобы заводчики и владельцы знали о «чувствительных периодах», т. е. периодах, во время которых происходит развитие того или иного врождённого комплекса поведения, например социального, пищедобывательного и т. д. Создание подходящей окружающей среды также играет важную роль. Щенки в ней могут получить опыт и развить свои навыки. В качестве развивающих материалов можно использовать коробки с различными запахами и звуками и игрушки с различными поверхностями, а также приспособления, которые могут помочь научиться удерживать равновесие на наклонной плоскости. Для данных целей вполне подойдут некоторые приспособления для фитнеса.

Автор исследования считает, что метод Монтессори поможет изменить отношение кинологов к своим собакам на более уважительное. Собаки, выращенные в обогащённой среде, будут более уверенными в себе и работоспособными.

 


Литература
Min Hooi Yong, Ruffman Ted. Do dogs detect distress as humans do? A cortisol study.
Wallis Lisa, Range Friederike, Muller Corsin, Serisier Samuel, Huber Ludwig, Viranyi Zsofia. Age effects on interspecific communicative abilities of domestic dogs.
Racca Anai', Rang Friederike, Viranyi Zsofia, Huber Ludwig. Recognition of familiar human faces in domestic dogs.
Horvath B. (University of Vienna) Montessori-Method for Dogs.
Konno Akitsugu, Romero Teresa, Toshikazu Hasegawa. Visual communication with humans in Japanese Akita Inu.
C. Savalli, Gaunet F., Ades C. Referential communication in dogs (Canis familiaris).

 

 

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
КОММЕНТАРИИ
ВСЕ ПОРОДЫ собак
ОТ А ДО Я
Размер
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК