ЗООМИР
zoomir.ru
ЗООМИР
Мой друг собака
Звездные питомцы
Вход для зарегистрированных пользователей
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Войти через
НАВЕРХ
Питомники

Звездные питомцы
Оглавление раздела
19.02.2018.

Любовь Орлова. Собаки в биографии советской кинозвезды

Текст Анна Ларионова
Фото из книги Н. Голиковой «Любовь Орлова»

 

Легендарная актриса советского кинематографа Любовь Орлова, звезда кинокомедий Г. Александрова «Весна», «Цирк» и «Веселые ребята», обладала, по воспоминаниям современников, способностью успокаивать злых собак. Правда это или очередной миф о знаменитости – неизвестно, но любовь к собакам и наличие домашних питомцев подтверждают фотографии и свидетельства современников актрисы.

 


Досье
Орлова Любовь Петровна – советская актриса театра и кино, певица, танцовщица. Родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в Звенигороде в дворянской семье.
1919-1922 г.г. училась в Московской консерватории по классу фортепиано у К.А.Киппа, но из-за материальных трудностей не окончила курс.
1922-1925 г.г. – студентка хореографического отделения Московского театрального техникума имени А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно брала уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра.
1920-1926 г.г. работала преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы: «Унион», «Арс» (там же выступала с концертными номерами перед киносеансами), «Великий Немой», «Орфеум».
Осенью 1933 года познакомилась со своим будущим мужем и творческим партнером – режиссером Г.В. Александровым. Все наиболее яркие роли сыграла в его фильмах «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе» (1949).
Известные роли в Театре имени Моссовета: «Нора» (1958) (Г. Ибсен) – Нора, «Милый лжец» (193) (Дж. Килти) – Патрик Кэмпбэлл, мисс Пат, «Странная миссис Сэвидж» (1972) (Дж. Патрик) – миссис Этель Сэвидж.
В годы Великой Отечественной войны выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском. Снималась в военных киносборниках.
1934-1945 г.г. – актриса киностудии «Мосфильм».
1945-1949 г.г. – актриса Государственной студии киноактера, певица «Гастрольбюро».
С 1955 г. – актриса Академического театра имени Моссовета.
Дважды Лауреат Сталинской премии первой степени – в 1941 году и в 1950 году (за фильм «Встреча на Эльбе»). Награждена Орденом Ленина, двумя орденами Трудового красного знамени и медалью «За оборону Кавказа».
Член Союза кинематографистов СССР.
В 1974 году был снят последний фильм актрисы «Скворец и Лира» (реж. Г. Александров).
Скончалась 26 января 1975 года. Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище.


 

Кармен и Кора

По воспоминаниям племянницы актрисы, Нонны Голиковой, в доме Любови Орловой во Внуково в разное время жили две немецкие овчарки. «Царственная, с благородной сединой чернобурки Кармен» была подарена Орловой и Александрову вскоре после войны. Вероятно, это был «трофейный» щенок, поскольку было известно, что он привезен с псарни Геринга.
 


Любовь Орлова и Григорий Александров на подмосковной даче (1941 г.)


На совместных прогулках Нонны и Любови Петровны Кармен иногда показывала «фокусы» детям. Дело в том, что неподалеку от дачи Орловой находился детский дом, размещенный в бывшем имении крупного русского фабриканта-кондитера Абрикосова. В своей книге о знаменитой родственнице Н. Голикова пишет: «Как-то мы слишком близко подошли к детскому дому, и выбежавшие навстречу ребятишки узнали великую актрису и окружили нас широким кольцом. Любочка терпеливо демонстрировала юным зрителям всё, на что была способна её красивая собака. Кармен добросовестно и лапу давала, и лаяла по команде хозяйки «Голос!». Дети были в восторге, а мы отправились дальше.
 


Л.П. Орлова, Н.С. Голикова и овчарка Кармен на даче во Внуково, 1950 г.


После Кармен в доме появилась её дочь Кора. Это была очень изящная собака с большими светлыми подпалинами. Обе собаки... были добрейшими существами».
 


Любовь Орлова и Григорий Александров на даче (1955 г.) 

 

Собаки и риск

Интересен малоизвестный факт, что в комедии «Веселые ребята» маленькую овечку изображал… пес, одетый в овечью шкуру. Наверное, собака в роли овцы была послушнее и убедительнее, чем собственно овца. Кстати, в этом же фильме Орлова решилась на выполнение опасного трюка. По сюжету ее героиня Анюта вскакивает на быка и погоняет его веником. По замыслу режиссера оседлать быка должен был герой Леонида Утесова. Но когда дошло до дела, тот неожиданно отказался. «Не актерское это дело!» – заявил он Александрову. Орлова не могла допустить, чтобы смешной эпизод «погиб» и сама отыграла сцену. Правда, бык ее сбросил на землю, актриса получила травму позвоночника и месяц пролежала в больнице. 
 


Кадр из фильма «Веселые ребята» (1934 г.)


Эта культовая картина советского кино до конца жизни охладила отношения Орловой и Александрова с Утесовым. Впервые увидев Орлову, в ее присутствии он зло сказал режиссеру: «Где ты нашел эту старую калошу?» Его возмущало то, что Александров попал под обаяние Орловой, и тридцатилетняя актриса играет восемнадцатилетнюю девушку, но скорее всего, причиной недовольства были актерская ревность. До появления Орловой Утесов был центральной фигурой, но заметно померк, оказавшись рядом с новой звездой. Хотя впоследствии их дачи находились по соседству, это не стало поводом для примирения. Утесов навсегда сохранил неприязнь к Орловой, а в дневниках Григория Александрова остались то ли в шутку, то ли всерьез сделанные заметки о том, что «Любовь Петровна время от времени отправляет свою собаку пописать на забор Утесова».

 

Гипнотическое воздействие

Один из биографов актрисы упоминает почти зловещую историю, тоже связанную с собаками. Будучи на гастролях в Симферополе, Любовь Орлова отправилась на прогулку по вечернему городу. Недалеко от гостиницы она заметила красивый огороженный скверик с цветами. В глубине его был виден деревянный дом. Калитка была открыта, и Орлова решилась зайти внутрь, чтобы вблизи полюбоваться розами, которые обожала. Но не успела она сделать и нескольких шагов, как навстречу ей бросились две огромные кавказские овчарки!
 


Увидев Любовь Петровну, они в нерешительности остановились и стали медленно ходить вокруг нее. Возможно, Орлова действительно умела успокаивать собак взглядом и голосом, а может, животные чувствовали ее природную доброту, но они не растерзали актрису в первые же мгновения – так или иначе, ситуацию спасли женщины в белых халатах, которые выскочили из дома и стали спешно уводить собак. Как выяснилось, Орлова случайно забрела на территорию психиатрической клиники, где охранные собаки были натасканы кусать всех посторонних, заходящих на ее территорию. 

 

Собачка-поклонница

Случались и курьезы. Как-то перед выходом на сцену к Орловой подбежала чья-то собачка, и актриса ее приласкала. На концерте Орлова исполняла романс М. Глинки. Неожиданно в зале совершенно не к месту раздался смех во время куплета:

                         «Когда в час веселый откроешь ты губки
                         И мне ты воркуешь нежнее голубки,
                         Я с трепетом внемлю, я весь вне себя.
                         Боюсь проронить хоть единое слово,
                         Молчу, не желая блаженства иного.
                         Все слушал бы, слушал и слушал тебя,
                         Все слушал бы, слушал и слушал тебя!»

Орлова немного насторожилась, поправила платье и продолжила пение. Смех не утихал. Теперь уже аккомпаниатор актрисы проверил, не криво ли повязан его галстук-бабочка? Когда вновь прозвучали слова «Все слушал бы, слушал и слушал тебя!» смех стал еще громче. Оглянувшись, Орлова увидела возмутителя спокойствия. Оказывается, собачка, которую она погладила, стоит на задних лапках у кулисы и внимательно ее слушает, наклоняя голову то в одну, то в другую сторону и потешая публику! Орлова была вынуждена взять животное на руки и отнести за кулисы. Концерт продолжился и прошел с успехом, но администрация театра решила наказать виновных за срыв номера и уволить хозяйку собачки – театральную уборщицу. Узнав об этом, Орлова вступилась за женщину и все уладила.
 

Фрагмент из последнего фильма с Любовью Орловой «Скворец и лира» (1974 г.).

 

Тайны кино

Рассказывая об Орловой, нельзя не упомянуть, что она имела безукоризненный вкус и ради красивого аксессуара была способна на риск. В первые дни Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года Орлова и ее муж режиссер Григорий Александров оказались на отдыхе в небольшом городке Кемери под Ригой. Начались бомбежки, и необходимо было срочно возвращаться в Москву. За двадцать минут до отхода поезда Любовь Петровна вдруг вспомнила, что не выкупила отложенную накануне модную шляпку. Актриса бросилась в магазин, успела сквозь испуганную авианалетом толпу пробраться до нужного места, сделать покупку, вернуться и в последнюю минуту вскочить в вагон! Кстати, это была та самая шляпка с вуалеткой, которая потом «сыграла роль» в «Весне». Именно ее надевает Фаина Георгиевна Раневская, произнося фразу «Красота – это страшная сила!»
 


Фаина Раневская в фильме «Весна» (1947 г.)
«Красота — это страшная сила!» — говорит героиня Фаины Раневской, Маргарита Львовна, примеряя шляпку (цитата из стихотворения Семёна Надсона «Дурнушка», 1883 г.)


Артист Театра имени Моссовета Евгений Стеблов вспоминал: «Помню, как в нашем Театре имени Моссовета, где мы вместе служили с Любовью Петровной, один рабочий сцены отмечал юбилей, он накрыл стол в репетиционном зале, созвал своих родственников из других городов. Пригласил и работников театра. Из народных артистов к нему пришла только Любовь Орлова. Она со всеми вела себя просто и без пафоса. Много кому помогала. Не случайно Фаина Раневская характеризовала ее так: „Сказать об Орловой, что она добрая, — это все равно что признать, что Лев Толстой — писатель не без способностей“».


 

 

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
КОММЕНТАРИИ
все vip от А ДО Я